Опубликовано: 9-09-2015, 19:27
Грамотно подобранная лепнина способна придать интерьеру любые оттенки эмоций: от праздничной пышности до чопорной строгости. Тандем таланта и профессионализма дает возможность делать изысканными не только старинные особняки, но и современные просторные квартиры. И не надо к этому виду оформления интерьера с предубеждением, воспринимать его как декоративное излишество. Помимо красоты лепной декор может и пользу принести: карнизы, например, часто используют для установки скрытого освещения, декоративные детали и профили используют для того, чтобы спрятать коммуникации. Рельефный архитектурный декор может быть выполнен из гипса, бетона, дерева или искусственных вспененных пластиков. Первоначально лепнина делалась из мягкого камня, форма изделия корректировалась ножом прямо на месте. Но камень твёрд и дорог, поэтому его нередко заменяли гипсом или алебастром. Вся лепнина делалась вручную, и каждая гирлянда, каждая колонна являлась своеобразным автографом мастера. Позднее появились специализированные мастерские, где можно было приобрести готовые элементы и украсить жилище сообразно собственному вкусу. Так и сегодня лепнина продается в виде отдельных модулей, из которых складывается необходимая композиция.
Гипс. Искусство изготовления лепных украшений из гипса известно с глубокой древности. Популярность гипсового декора объяснялась сравнительной дешевизной сырья и простотой его обработки. Получают такую лепнину из гипсового камня, который обжигают при высоких температурах, а затем перемалывают «в муку». Чем мельче помол, тем выше качество гипса. Главное достоинство гипса в том, что это природный материал. Такая лепнина впитывает влагу, когда ее концентрация превышает норму и испаряет ее в условиях пониженной влажности. Гипс можно легко окрашивать, обрабатывать и ремонтировать. Но чаще всего в архитектурной лепнине все же предпочитают сохранять естественный белый цвет, который выразительно подчеркивает тончайшие детали рельефа, придает им воздушность, легкость. Профессиональные мастера с большим творческим опытом утверждают, что украшения из гипса хранят тепло рук своих создателей и делятся этой драгоценной аурой с остальными деталями интерьера.
Гипсовый декор эффектен и экологичен, но в то же время его создание — трудоемкая технология. Поэтому сейчас вместо него профессионалы рекомендуют использовать материалы искусственного происхождения, которые не уступят гипсу в эстетических качествах. Это, прежде всего, вспененные пластики - полиуретан и полистирол.
Полистирол. Наиболее доступен по цене вспененный полистирол (пенопласт), из которого получаются гибкие и легкие профили. Но у него есть серьезные недостатки: одно неосторожное движение – и декор «украсит» весьма неэстетичная вмятина. Кроме того, даже после неоднократного покрытия краской на поверхности полистирола проступают гранулы: рисунок рельефа становится размытым, нечетким. На рынке декоративных материалов встречается и из высокотвёрдый (не уступающий полиуретану) пенополистирол, но программа изделий из него не очень велика и стоимость – выше.
Пенополиуретан. Современный, легкий материал. По сравнению с полистиролом он более твёрдый. Но в то же время из него можно изготавливать гибкие (резинообразные) варианты: ими легко декорировать криволинейные плоскости. Полиуретан не осыпается и не «пылит» как гипс, не требует особого ухода, хорошо моется. Этот материал существенно легче гипса и абсолютно водостоек, не гигроскопичен (не впитывает влагу и запахи). Поэтому может украсить помещения, где влажность повышена, например, ванные комнаты, гидромассажные кабинеты, помещения бассейна и даже фасады.
В отличие от сложной технологии монтажа гипсового и деревянного декора, установка полиуретановой лепнины максимально упрощена. Ее просто приклеивают с помощью специального клея или используют для крепления шурупы. Стыки между элементами декора выполняют полиуретановым клеем-шпаклёвкой. Монтаж такой лепнины можно произвести и без привлечения специалиста. Лепнина из полиуретана не меняет цвет с течением времени, не деформируется, на ней не появляются трещины. Прочность и легкость материала особенно важны, когда декоративные элементы нужно монтировать на стенах из гипсокартона или на подвесных потолках.
Ещё одно преимущество - длина модуля (например, карниза или молдинга). Она может достигать двух метров, в то время как гипсовый модуль не превышает 0,5 м. И при этом для него существует проблема стыков, так как гипс впитывает влагу - от этого размеры модуля могут значительно изменяться.
Фасадные материалы. На фасадах, естественно можно применять только влагостойкие и прочные материалы. Кроме пенополиуретана на рынке фасадного декора присутствует минеральный (не полимерный) материал (камнезаменитель). Его отливают в формах и используют при реставрации памятников архитектуры. Такой приём даже допускается международными нормами в области охраны памятников. В США считается, что для декоративного оформления частных домов достаточно пенополиуретана. Декор окрашивается или штукатурится под камень или металл.
Колонны, полуколонны и пилястры (плоские полуколонны), арки - очень удачный способ разделения большого пространства на зоны. Они же при необходимости способны скрыть неудобно расположенные коммуникации (не только трубы, но и кабели). Кроме того, все вертикальные элементы увеличивают зрительно высоту потолка. Гладкие и структурные карнизы красиво декорируют границу между стеной и потолком и делают этот переход более плавным. Широкие карнизы со скрытым освещением создают неповторимую атмосферу и визуально приподнимают потолок - хорошее решение для небольших комнат. Кроме того, с их помощью можно скрыть имеющиеся недостатки в отделке поверхностей.
Фризы, тяги и молдинги используют для художественного завершения стены или выделения отдельных ее участков.
Фигурные розетки, кронштейны, ниши - все это приметы так называемой дворцовой архитектуры. Потолочные розетки уместны, как правило, при достаточной высоте потолка. Они сочетаются с классической люстрой или другим потолочным светильником, но могут выступать и в качестве самостоятельной декоративной вставки. Ниши и полки-кронштейны относятся к настенному декору и часто используются как вспомогательные элементы, служащие достойным обрамлением или пьедесталом для статуэток, светильников. Встроенная система подсветки дает интересный дополнительный эффект.
Безграничные возможности открываются после монтажа - лепные элементы можно окрашивать и тонировать под дерево, под слоновую кость, под мрамор, под камень, полностью или частично покрывать позолотой. Очень актуальны различные эффекты старения и потертости: имитировать состаренное золото, бронзу с патиной, достигать эффекта «кракелюр» (трещин). Элементы современного интерьера можно сделать цветными и даже пестрыми (поп-арт). Хотя, любыми красками можно покрывать только пенополиуретан (это очень химстойкий материал). А пенополистирол, гипс – наоборот, очень капризные к покрытиям материалы.
В заключении скажем, что лепнина требует продуманных и взвешенных дизайнерских решений. Лепнина уместна лишь там, где есть большие объемы помещений и высота потолков. Не только фантазия дизайнера, но и размеры квартиры диктуют количество и форму декоративных украшений. Скорее всего для «хрущёвок» достаточно карнизов. А для больших пространств – и больше поле для фантазии дизайнера.