С самого начала технология производства лепного декора была неразрывно связана с традициями русской народной деревянной резьбы. Порой мастера, по старой привычке, корректировали формы ножом, благо в то время для изготовления лепнины использовали мягкий камень. Однако этот материал был очень дорогостоящим, поэтому все чаще его заменяли более дешевыми аналогами – алебастром и гипсом. Пользовалась спросом и техника «стукко», суть которой заключалась в смешивании глины или гипса с гранитной или мраморной крошкой. Изготавливался лепной декор вручную – только так можно было добиться неповторимости. От профессионализма и вкусовых особенностей мастера зависели качество работы и пластика изделий.
Первое использование лепного декора в России приходится на эпоху барокко. От современного его отличают ломаные линии и причудливые изгибы. Лепнина того времени смягчала прямые линии стен, заменяя их полукруглыми очертаниями и превращаясь в полный движения, легкий узор. Стиль барокко отличали изображения ангелочков и амуров, букетов, задрапированных тканей, огромных валют, гирлянд из фруктов, декоративных свитков или щитов, вычурных тяжелых карнизов. Зачастую лепнина из гипса выполнялась в виде своеобразной рамы для настенного панно или люстры на потолке. Насыщая интерьер такими украшениями, остальные поверхности оставляли строгими и сдержанными. Дворец Монплезир, расположенный в Петергофе, является ярким примером такого декора.
Вторая половина XVIII века запомнилась нам сменой интерьерного стиля с барокко с его сказочной пышностью на классицизм с лаконичными и строгими линиями. Особенность этого стиля в четком выделении всех горизонталей и вертикалей интерьера и подчеркивании их при помощи гипсовой лепнины. Здесь украшения не покрывали всю поверхность потолков и стен, а располагались строго в определенных местах. Рельеф лепного декора противопоставлялся гладким поверхностям. Орнаменты классицизма отличались лаконичностью и симметричностью. Необычные формы и беспокойные ломаные линии барокко сменились правильными геометрическими фигурами и прямыми линиями. Создавалось впечатление простоты, статичности и ясности.
Европа же в то время увлеклась античным искусством. Но не полным копированием стиля древних римлян и греков, а творческим применением его в классицизме. Изделия из гипса зачастую повторяли античные формы с изображениями розеток, листьев аканта и сюжетов.
Начало XIX века в Росси связано с приходом нового стиля – ампира. То время отличается патриотическим подъемом, усилившим внимание к военной тематике. Декор из гипса теперь представлял собой лавровые венки, горящие факелы и военную атрибутику. Интерьер в стиле ампир был призван подчеркнуть ощущение мощи и акцентировать внимание на ничем неразделенном монолите стены. Лепнина только усиливала это впечатление. Рельефные композиции того времени располагались в нишах с простыми формами, при этом насыщенных декором, за которыми скрывались даже стены.
Затем следовал недолгий период без привязки в какому-то определенному стилю в интерьере, который в конце XIX - начале XX веков сменился модерном. С ним лепнина из гипса вновь стала простой и лаконичной с текучими кривыми линиями. Модерновые интерьеры плавно соединяли потолки со стенами.
ХХ век – век большого количества стилевых направлений, многие из которых применяли в декоре гипсовую лепнину, которая отличалась геометрией и строгостью. В современном мире популярен лепной декор всех стилей, будь то барокко, классицизм, модерн или какой-то другой. Эстетические пристрастия людей остались на прежнем уровне, только технология изготовления изделий из гипса стала проще и доступнее.