Самые древние кирпичи мира были найдены в 1952 г., в Иерихоне на берегу Йордана, они датируются около 8300 до 7600 г., до Р.Х. Дома этих ранних поселений строились из высушенных на солнце глиняных кирпичей, раствором в кладке служила та же глина, кирпичи формовались руками.
Первые сведения о производстве кирпича с помощью деревянных форм, мы находим в Месопотамии в эпоху обейдской культуры (5900-5300 г.г. до Р.Х). И хотя в эпоху неолита люди уже оценили преимущество деревянных форм (кирпич ровный и одинаковый), как они их делали - загадка. Ведь в то время человек обладал кремниевыми инструментами и не располагал приспособлениями для соединения отдельных частей формы между собой. Самые старые сохранившиеся формы дошли до нас из Египта, когда уже стал известен металл.
Самые древние из обожженных кирпичей также найдены в Месопотамии и относятся к обейдской эпохе (около 5000 - 4500 г.г. до Р.Х.), но это остается единичным случаем. Обожженные кирпичи были редкостью до эпохи Хрука или Джемдет-Насра ( 3100- 2900 г.г. до Р.Х.).
История глазурованных изделий начинается в Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии. Глазурь наносили на украшения (бусы, амулеты), предметы быта (гончарные изделия) и строительные материалы (плитки, кирпичи). Глазурь имела зеленовато-бирюзовые оттенки - подражание излюбленным в этот период изделиям из малахита и лазурита, позднее (около 2550 г.г. до Р.Х.) появляется глазурь тёмно-синего цвета, близкого к индиго. Одним из самых известных исторических фактов применения глазурования во времена правления царя Навуходоносора (Вавилон около 600г.г. до Р.Х.) являются ворота Иштар. Глазурованные изделия широко применялись в 10-13 вв. в Средней Азии: таковы поливные глазурованные кирпичи небесно-голубого цвета для украшения куполов мавзолеев, медресе и мечетей. Белая матовая глазурь, заглушенная окисью олова, известная в Иране в 12-13 вв., впервые в Европе получена в 1438 итальянским керамистом Лукой делла Роббиа. На основе окислов меди и железа созданы глазурные покрытия, отливающие металлическим блеском, т. н. люстры. Во Франции Б. Палисси (1510-89) получил изделия с белыми и просвечивающимися цветными глазурями. В России в 16-17 вв. широкое распространение получают изразцы с полихромным покрытием. Их называли также поливой; зелёную поливу - муравой (т. н. муравленые изделия).
В наши дни есть несколько технологий промышленного создания глазурованного кирпича:
1) Нанесения глазури на обожженный кирпич и повторный обжиг при температуре около 700 С;
2) Нанесение глазури на кирпич-сырец и обжиг на верхнем ряду вагонетки в общей обжиговой печи.
У этих технологий есть свои плюсы и минусы, однако главное, что при использовании обоих способов кирпич сохраняет физико-механические свойства, приобретая дополнительную защиту от загрязнения, действия кислот и щелочей, атмосферных осадков и улучшая декоративные свойства, соответствующие архитектурно художественным требованиям. В настоящее время морозостойкость глазурованного покрытия зачастую превышает морозостойкость самого керамического кирпича.
Отслеживая тенденции развития российского рынка керамических облицовочных материалов видно, что классический красный облицовочный кирпич передает пальму первенства кирпичам объемного окрашивания, ангобированному и глазурованному кирпичу. В свою очередь, глазурованный кирпич, являясь самым дорогим и декоративным облицовочным материалом, в свете набирающей обороты экономики страны и повышающемся благосостоянии её граждан, становится все более предпочтительным в малоэтажном строительстве пригорода и строительстве элитного жилья в больших городах. Глазурованный кирпич в будущем займет достойное место на рынке облицовочных материалов, и мы пророчим ему большое будущее!