Опубликовано: 1-10-2015, 12:39
Иногда о присутствии детей в квартире можно догадаться еще на лестничной площадке, но гораздо приятнее узнать об этом в прихожей по специальной маленькой вешалке, до которой может дотянуться ребенок, и другим милым мелочам, говорящим о том, что он является полноправным членом семьи.Хорошо, когда у ребенка есть своя собственная комната – маленький мир, где он проводит большую часть своей жизни. Как обустроить этот «мир», чтобы он стал для малыша уютным и любимым местом в квартире, не пугал его, а приносил радость и помогал постигать мир большой, оставшись впоследствии одним из самых приятных воспоминаний детства?
Безопасность прежде всего
Школы, детские сады и поликлиники всегда и проектируется с учетом детских особенностей, более того, даже при их ремонте должны учитываться дополнительные требования ГОСТов и строительных нормативов, учитывающие особенности данных учреждений. Для детской комнаты в обычной квартире их соблюдение необязательно, но тем, кто заботится о здоровье своего ребенка, стоит прислушаться хотя бы к основным рекомендациям закона. Во-первых, все применяемые материалы должны быть экологически чистыми и иметь соответствующие сертификаты. Как основу для пола и для элементов конструкций стен или арок иногда применяют ДСП-плиты, а в качестве утеплителя или для звукоизоляции стен используют минеральную вату – в детской такие материалы недопустимы. ДСП необходимо заменить фанерой, а минеральную вату – синтетическим утеплителем. Кроме того, постарайтесь избежать линолеума и виниловых обоев.
Электропроводка должна быть полностью скрытой, а розетки должны иметь встроенную защиту от детей. Идеально, если это будут розетки со специальным ключом разблокировки (небольшое пластмассовое приспособление, надеваемое на вилку), без которого невозможно вставить в розетку даже обычный гвоздик. Выключатель следует установить на такой высоте, чтобы ребенок 3-4 лет мог самостоятельно включать свет, то есть не выше 110 см от пола.
Если вы бережете здоровье своего ребенка, то со всевозможными китайскими осветительными приборами придется расстаться и установить светильники закрытого типа, полностью исключающие возможность контакта с лампами и, желательно, ударопрочные. Люминесцентные лампы в детской недопустимы, а энергосберегающие сгодятся только в качестве ночника. Свет в детской должен быть ярким и по возможности равномерным. Наиболее близок по спектру к солнечному свету свет галогеновых ламп, чуть-чуть хуже свет старых добрых ламп накаливания. Основной свет должен быть белым, а дополнительный – зеленоватым или желтоватым, эти цвета благоприятно воздействуют на психику ребенка.
Кроме того, окна в детской должны иметь тугие ручки, ограничители или дополнительный запорный механизм, в крайнем случае – сетку с надежным креплением, а вот дверь изнутри не должна запираться никаким образом.
Для детской подойдут паркет, ламинированный пол, пробковое и ковровые покрытия. Шерстяные ковровые покрытия не подходят для детей-аллергиков, которых в современном городе становится все больше. В этом случае следует использовать синтетические покрытия, разработанные для детских комнат, к тому же они значительно лучше моются. Можно использовать ламинат, но предварительно убедитесь в магазине, что он не скользкий. Ламинат хорош тем, что антистатичен, обладает высокой износостойкостью и с него легко удаляются пятна любого происхождения.
Хороший вариант – покрытие с изображением улиц и дорожных знаков или шахматный рисунок на ламинате. По такому полу можно, например, катать машинки, и ребенок с удовольствием будет использовать его в игре очень долго.
При выборе цвета стен лучше руководствоваться обычными рекомендациями для «взрослых» комнат, только с учетом пола и темперамента конкретного ребенка. Медлительных и пассивных детей подтолкнут к активности насыщенные цвета и яркие узоры; в комнате гиперактивных детей должны преобладать однотонные цвета, но не более двух. Разноцветных рисунков и узоров на стенах лучше избегать. С ребенком начиная с 3 лет стоит посоветоваться насчет цвета стен в его комнате, но решение принимайте самостоятельно, поскольку дети часто меняют свои «любимые» цвета. Если цвет для стен выбран неброский, приглушенный, то цвета игрушек, подушек и другие атрибуты детской комнаты могут быть яркими и насыщенными. Если у вас растет маленький художник, то одну из стен, покрасив ее белой моющейся водоэмульсионной краской, вполне можно отвести под будущие шедевры.
Потолок – еще одна большая поверхность для смелых дизайнерских решений. Его можно превратить в сказочный звездный небосвод, нарисовать настоящую карту звездного неба или, наоборот, небо в солнечный день с бутафорскими облаками и порхающими птичками, подвешенными к потолку на невидимых лесках, и люстрой вместо солнца.
Три в одном
Как правило, детская комната совмещает в себе много функций: здесь ребенок и спит, и играет, а дети постарше должны еще и учиться.
Дизайнеры предлагают множество решений для выделения функциональных зон. Родители должны определиться в самом начале: будет ли это деление цветом или различным напольным покрытием, или элементами обстановки, или даже архитектурной формой. Как вариант можно устроить подиум для занятий или игр. Эта конструкция хороша тем, что позволяет обустроить тайнички (дети их обожают). Сделайте под подиумом выдвижные ящики для игрушек на всю высоту конструкции или обустройте крошечный игровой домик – дети ведь любят играть в прятки. Часто в подиум убирают кровать, чтобы дополнительно освободить пространство для игр. Еще один частый вариант для небольшой комнаты – создание второго этажа с помощью кровати-чердака, но этот вариант подходит для детей от 3 лет. В любом случае родителям стоит помнить о том, что детскую комнату, которую вы ремонтируете для своего младенца, скоро придется адаптировать для подвижного ребенка 3 лет, а потом для школьника.
Психологи рекомендуют менять дизайн комнаты в соответствии с возрастной группой ребенка – до 3 лет, от 3 до 6, школьник и подросток. Более того, психологи предостерегают родителей от модного в последние годы яркого тематического дизайна, поскольку это может привести к программированию определенного сценария развития и нежелательным перекосам в психике ребенка.