Телефон
+7 (3843) 59-41-38

+7 (495) 658-46-09

ТОКСИНЫ В ДОМЕ, ОТКУДА ОНИ? ВРЕДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Опубликовано: 8-08-2015, 12:55

В позапрошлом веке заказчику, не выполнившему своих обещаний, строители мстили: в стены здания монтировали пустые бутылки, которые при малейшем ветре начинали издавать воющий звук. Жить, конечно, в таком доме не мог никто.

Современные строители действуют более изощренно, применяя материалы, выделяющие опасные для здоровья вещества. В воздухе жилых помещений и офисов может одновременно присутствовать огромное количество химических соединений. В том числе аэрозоли свинца, кадмия, ртути, меди, цинка, стирола, бензола, фенола, формальдегида... Удельное количество этих веществ зачастую превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) в несколько раз. Чем же провинились наши соотечественники? За что их так жестоко?

Между нами, токсикоманами...

В последние годы жилье, офисы, общественные помещения буквально заполонили материалы и изделия, изготовленные из синтетических полимеров. Они присутствуют во всем: в мебели, строительных отделочных и конструкционных материалах, осветительных приборах, посуде и т.д. По данным российского Института экологии человека Академии медицинских наук РФ, в обычной квартире присутствует 100—150 видов химических соединений. Это —испарения лака и краски, мебельного клея, используемого при производстве ДСП связующего вещества, продуктов деструкции полимерных материалов и т.д. Последствия воздействия такой химической смеси на организм человека сравнимы с состоянием хронической интоксикации у токсикоманов. Нахождение в помещении с высоким содержанием в воздухе химических веществ отрицательно сказывается на самочувствии и работоспособности, приводит к быстрой утомляемости и снижению концентрации внимания. А многие химические вещества (фенолы, формальдегиды, углеводороды, стирол и т.д.) являются сильнейшими канцерогенами, вызывающими злокачественные новообразования и опухоли.

Получение достоверных результатов при исследованиях подобных воздействий требует довольно-таки длительного срока и большой выборки для наблюдений (не говоря уже о наличии заказчика). В последнее время количество уже перешло в качество, и в докладах на научных конференциях, в печати стали появляться очень интересные данные. Приведем несколько примеров.

Московский НИИ гигиены им.Ф.Эрисмана при обследовании детей, проживающих в домах, построенных из древесностружечных плит, выделяющих в воздух помещения формальдегид, обнаружил это соединение в биосредах детей в бoльших концентрациях, чем у рабочих, производящих эти плиты. Формальдегид является веществом второго класса опасности. Он относится к группе химических канцерогенов, обладает общетоксическим действием на уровне 0,012 мг/м3 и оказывает выраженное аллергенное действие на уровне 0,011 мг/м3. Формальдегид вызывает у человека раздражение глаз, носа и кожи, тошноту, головные боли и головокружение. По данным Международного регистра потенциально токсичных химических веществ, c 1982 года в США запрещено применение строительных материалов, выделяющих формальдегид. В других странах (Швеция, Германия) принимаются меры по снижению уровня формальдегида в воздухе закрытых помещений.

Из поливинилхлоридного линолеума, которым покрыты полы практически во всех наших домах, выделяется бензол. Проведенными российским НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им.А.Сысина исследованиями воздуха в жилых комнатах 20-го микрорайона 4-го Северного Крылатского Москвы (кстати, района, славящегося чуть ли не самым чистым в Москве атмосферным воздухом) было обнаружено 0,354 мг/м3 бензолсодержащих веществ (этилбензол, диметилэтилбензол), количество которых в 120 раз больше уровня предельно допустимой концентрации (ПДК). В то время как по санитарно-гигиеническим нормам ПДК бензола должен составлять 0,003 г/м3: бензол вызывает лейкемии, его в жилых домах не должно быть. Концентрация таких веществ, как, например, ацетальдегид, ацетон, этиловый спирт, толуол, в 10 раз выше, чем в атмосферном воздухе, что свидетельствует о наличии в помещениях собственных источников загрязнения воздуха.

В результате борьбы за энерго- и ресурсосбережение, охватившей почти все слои нашего общества, образовался еще один очень мощный источник загрязнения. Речь идёт об утеплении наружных стен зданий, в которых в качестве утеплителя используют вспененные полимерные материалы. Чаще всего — пенополистирол, который выделяет громадные количества высокотоксичных ингредиентов. Со временем ситуация с качеством воздушной среды в таких домах ухудшается, поскольку в квартирах появляются и дополнительные источники токсичных веществ: линолеум, краски, мастики, клеи, ДСП и т.д. По данным Научного центра экологической токсикологии, этот источник по токсичности, по времени экспозиции, по количеству человек, подвергающихся его воздействию и, следовательно, по конечному патогенному действию на граждан более губителен, чем весь автотранспорт такого мегаполиса, как Киев.

Особенно усугубляется положение в помещениях с современными окнами, обладающими высокими изоляционными свойствами и препятствующими естественному поступлению свежего воздуха в квартиры.

От порога — к линии

Отдельного разговора заслуживает такой уже обыденный предмет нашего существования, как одноразовая посуда. В настоящее время ее изготовление — достаточно прибыльный бизнес. Производителей такой посуды много, и все они ориентируются на полистирол как наиболее легко, с точки зрения технологии, формируемый полимер. Но у полистирола есть существенный недостаток: вредное влияние на организм человека как при переработке, так и при использовании.

Полистирол — аморфный полимер с температурой размягчения 80°С. Уже при нагревании выше 60—80°С отмечается миграция стирола в пищевые продукты. Из полистирола могут мигрировать также пластификаторы, краситель. Выделение всех вышеперечисленных веществ в окружающую среду и попадание их в продукты питания и питьевую воду отрицательно сказываются на здоровье человека. Но особенно токсичным является стирол. Поэтому для контакта с горячей водой он не рекомендуется, изделия из полистирола можно применять лишь для холодных пищевых продуктов. Результаты многолетних исследований показывают, что по мере увеличения стажа контакта со стиролом (например, для работников цехов по переработке полистирола) все функциональные расстройства приобретают хронический характер. Эти явления характерны и при наличии пыли полистирола. Женщины более чувствительны к действию стирола, у них развиваются или усугубляются женские заболевания.

Говоря о таком параметре, как ПДК, необходимо упомянуть, что существуют две концепции оценки влияния вредных веществ на организм человека. В пороговой концепции утверждается: снижать концентрации вредных веществ нужно до некоторого уровня (порога), определяемого значением предельно-допустимой концентрации (ПДК). Из этого положения следует вывод — малые концентрации (ниже уровня ПДК) вредных веществ безвредны. В нашей стране (как, впрочем, и в других странах бывшего СССР) принята именно пороговая концепция.

Другая линейная концепция предполагает, что вредное влияние на человека пропорционально (линейно) зависит от суммарного количества поглощенного вещества. Отсюда вывод: малые концентрации при длительном потреблении вредны. Этой концепции придерживаются США, ФРГ, Канада, Бельгия, Япония и некоторые другие страны.

Переход Украины к линейной концепции вынудит пересмотреть очень многие нормативы. Кстати, такие же проблемы являются довольно животрепещущими и для наших соседей — скажем, для России, где проводятся исследования на эту тему. Их результаты шокируют. Например, величина ПДК на сернистый ангидрид должна быть уменьшена в 6,2 раза, а на стирол — в 594 (!) раза.

Выводы российских исследователей весьма категоричны. Они считают, что, во-первых, необходимо пересмотреть нормы ПДК, которые для жилищного строительства должны быть уменьшены в десятки и сотни раз в соответствии с их коммулятивными свойствами. Во-вторых, по мнению ученых, среди веществ, содержащихся в строительных материалах, наибольшей степенью коммулятивности обладает стирол. Это требует уменьшения ПДК при использовании его в жилищном строительстве до таких минимальных значений, что равносильно полному запрещению применения продуктов полимеризации стирола в жилищном строительстве.

Синтетический «агрессор»
и его противники

Полимерная «экспансия» обусловлена рядом причин, одни из которых, конечно же, более весомы, другие — менее. В данном случае доминирующими представляются две. Первая — довольно-таки низкий уровень материального достатка подавляющего большинства наших соотечественников. Эрзац-продукты из полимеров значительно дешевле природных материалов, что не может не привлекать наших небогатых потребителей, которые, может быть, и хотели бы приобретать naturale, но... Второй причиной следует назвать информационную. Сложилось так, что наши сограждане достаточно толерантно воспринимают новшества, особенно имеющие зарубежное происхождение. Наивно полагая, что «там» к вопросам экологии и безвредности относятся более трепетно, чем у нас. И если уж made in…, то этот факт сам по себе является индульгенцией.

Казалось бы, преградой на пути эрзац-продуктов должно стать государство, которое в состоянии организовать проведение достаточно глубоких системных исследований (благо в Украине еще работает несколько специализирующихся в области гигиены и экологии НИИ — Институт экогигиены и токсикологии им.Л.Медвидя, НИИ гигиены труда. Эти институты до сих пор являются крупнейшими в СНГ научными организациями, которые мало в чем уступают вышеупомянутым российским исследовательским структурам). Однако государство в виде многочисленного чиновничьего аппарата почему-то совершенно не озаботилось подобным засильем далеко небезопасной продукции и не посчитало необходимым послушать мнения ученых.

Причин чиновничьей индифферентности, конечно же, несколько, и они довольно-таки просты. Во-первых, вмешательство в строительную или пищевую индустрии с их миллиардными оборотами — дело совсем небезопасное, чреватое потерей в лучшем случае служебного кресла. Вторая глобальная причина избирательной деятельности чиновника — жажда наживы. Чиновник никогда не выделит средства на решение конкретной, приоритетной для граждан, очевидной и всегда достаточно локальной проблемы, которых в городе тысячи. Ведь на такой проблеме чиновнику никогда не заработать...

В так называемых высокоразвитых странах уже давно осознали необходимость максимально использовать экологически чистые продукты. Причем не только в пищу, но и в одежде, жилье. Например, по данным Международного экологического фонда, в прошлом году мировой рынок экологических продуктов увеличился на 30%. В этой связи широко распространенные пластмассы, изготовленные, так сказать, традиционным способом и обладающие массой недостатков, активно замещаются различными натуральными материалами. Но так как процесс замены материалов по уже «обкатанной» технологии для производителей довольно сложен и мучителен, длителен и недешев, то вся эта масса продуктов буквально «хлынула» на рынки постсоветских государств. В том числе и Украины. Этот массовый «выброс» сопровождается активной информационной (точнее, дезинформационной) поддержкой. Экспансия эрзаца, по самым скромным расчетам, будет продолжаться еще не один год, может быть, даже не одно десятилетие, поэтому нюхать и вкушать нам всем предстоит еще довольно долго, если… Если граждане не вынудят власть действовать в интересах граждан, а не чиновников. Возможно ли такое? Как показывает опыт наших северных соседей, да. В России вопросами экологии продукции занимаются уже не только государственные органы, но и общественные организации. И, судя по всему, успешно продвигаются в этом направлении.

Начиная с 1998 года, в РФ действует общественная организация, именуемая Международный экологический фонд (МЭФ). Помимо обычной для подобных организаций деятельности (сбор и обработка информации, ее распространение в СМИ, пресс-конференции и пр.) этот фонд также занимается еще некоторыми очень интересными вещами. Сотрудники МЭФ создали и ведут реестр экологически чистой продукции и предприятий, эту продукцию изготавливающих. Далее на основе реестра формируются региональные программы (в ряде субъектов Российской Федерации они уже действуют) по оздоровлению населения. В преломлении к реальности это означает, что продукция, которая названа «экологически чистой», поддерживается аппаратом губернаторов. Для производителей, чья продукция занесена в реестр, это уже не просто выгодно, а очень выгодно!

Кроме этого одним из векторов деятельности фонда является работа по экологической сертификации продукции. Для потребителя подобное, конечно же, во благо. Для производителей, не внесенных в реестр, это означает, во-первых, дополнительные расходы на сертификацию, во-вторых, возможные расходы на устранение неизбежных в таких случаях недостатков. В-третьих, неотвратимое удорожание продукции, что неминуемо приводит к снижению конкурентоспособности. Подобным образом россиян, по-видимому, пытаются приучить к тому, что качество — это эффективно.

В последнее время наши сограждане также проявляют все больше интереса к экологической чистоте потребляемой продукции. Однако все эти процессы пока еще носят фрагментарный характер, что, по-видимому, обусловлено довольно-таки низким уровнем жизни подавляющего большинства населения страны. С другой стороны, как известно, наше общество с небольшим опозданием повторяет путь развития наших соседей — Польши, России. Процессы, происходящие сегодня у них, — наше завтра. Так, может, к этому завтра начнем готовиться сегодня?

ООО «Евролайн-Стройка» - монтаж сборных конструкций Карта сайта
Индекс цитирования